«Доброед» — платформа, на которой частные фермеры и хозяйства представляют свою продукцию, а покупатели находят нужные им продукты рядом с домом.
Идея создания платформы появилась у собственника, когда он увидел, насколько сложно маленькому хозяйству зайти в крупную торговую сеть: себестоимость фермерских продуктов выше закупочной цены сети, натуральные продукты быстро портятся, а нереализованные — выбрасывают.
Задача: спроектировать продукт и разработать MVP платформы.
Сегментация аудитории
У платформы две целевые аудитории: продавцы-фермеры и покупатели.
Для фермеров платформа — дополнительный канал сбыта продукции. Для покупателей — способ удобно и быстро найти производителя натуральной продукции рядом с домом.
Аудиторию покупателей мы сегментировали по нескольким параметрам:
В результате получилось пять персона-моделей, чьи потребности и опыт мы учли при разработке структуры и дизайна платформы.
Структура и функционал
Для MVP версии продукта, пригодной для тестирования жизнеспособности продукта, мы выбрали ограниченный функционал платформы:
Каталог продукции и ферм.
Корзина, форма обратной связи.
Личный кабинет покупателя для оформления заказа.
Личный кабинет фермера для управления карточкой продавца и каталогом продукции.
Путь фермера
Дизайн привычен для пользователя, знакомого с маркетплейсами: каталог с категориями, карточками продуктов и фильтрами знаком и интуитивно понятен. Стилистика отсылает к категории.
Путь покупателя
Платформа плотно интегрирована с Яндекс. Картами: пользователи выбирают своё местоположение и видят фермеров в приемлемом радиусе. Для этого был разработан сложный механизм: продавцы указывают местоположение фермы и точек самовывоза, а пользователь, используя свое местоположение, фильтрует фермы поблизости, в том числе категории продуктов. При разработке мы использовали прямое и обратное геокодирование, обеспечивая максимальный комфорт пользователя для определения местоположения: можно указать пином на карте, а можно ввести адрес, и карта автоматически установит пин в нужное место.
При вёрстке макетов мы применяли CSS Grid. Он позволяет легко контролировать размеры и положение контента на странице, а также изменять макет под размер экрана — при адаптации к разным устройствам.
Мы использовали подход «от фронтенда к бэкенду»: сначала верстали, а затем передавали в бэкенд на интеграцию с базой данных и серверной частью кода. Такой подход позволяет независимо работать над отдельными частями проекта, что упрощает разработку и поддержку сайта.
Серверная часть разработана на Bitrix-models — инструменте для разработки приложений, основанный на паттерне проектирования модель-вид-контроллер (MVC). Он позволяет разделять слои данных, а это улучшает читаемость кода и упрощает его поддержку. Это особенно удобно, когда на проекте работает несколько разработчиков — код не будет разниться от модуля к модулю.
Платформа «Доброед» запущена в MPV режиме. На ней зарегистрированы 744 фермера в более чем 250 городах и поселках.
Проект оказался востребован у пользователей, поэтому мы работаем над следующим этапом: разработкой функционала для монетизации сервиса — фермеры смогут рекламировать свои товары на платформе.